Как и взрослые люди, дети радуются и злятся, сочувствуют и любят, испытывают чувство тревоги, разочарования или гордости. Но в отличие от взрослых не всегда могут выразить свои эмоции. Как научить ребенка радоваться, сопереживать, преодолевать страхи, справляться с гневом?
Радость
Известно, что положительный фон настроения — одно из важных условий психологического здоровья ребенка. Научить ребенка радоваться при помощи специальных методик и упражнений невозможно. Родители косвенно создают радостное настроение детей, демонстрируя жизнелюбие, чувство юмора, разделяя с ребенком свою радость.
Но ребенка можно научить находить разнообразные источники положительных эмоций (желательно не материальные). Во время прогулки обращайте его внимание на цвет крыльев бабочки, аромат цветов, пение птиц, восхищайтесь вместе с ним. Если ребенок качается на качелях, говорите с ним о том, как приятно взлетать вверх, к высоким деревьям, в небо. Спросите, нравятся ли ему эти ощущения, и кто он: космонавт или большая птица?
Обращайте внимание ребенка на положительные моменты в игре со сверстниками: как это здорово и весело — вместе играть в салочки, прятки или изображать героев любимых мультфильмов. Дома предложите ему нарисовать радостные и приятные моменты, которые случились с ним в течение дня. Обсудите, в каких ситуациях он испытывал чувство радости. Таким образом вы будете фиксировать для ребенка его положительные эмоции, он начнет их осознавать, а позже сам находить повод порадоваться в окружающем мире.
Проявляйте заинтересованность в том, чем занят ваш ребенок. Например, очень эффективно фокусировать его внимание на положительных изменениях в любом виде деятельности. Важно помнить о том, что общие фразы, вроде «хорошо нарисовал» или «да, нормально», демонстрируют равнодушное отношение к стараниям ребенка и даже могут спровоцировать обиду. Расскажите маленькому художнику, что именно вам понравилось и почему, что у него получилось лучше, чем обычно, и почему. Фокусирование даже на маленьком прогрессе создает положительную атмосферу, ребенок начинает верить в себя, собственные силы.
Страх и тревога
Страх — одна из первых эмоций, с которой сталкивается ребенок, появившись на свет: он пугается звуков, незнакомой обстановки, чужих людей. По мере того как малыш взрослеет и узнает окружающий мир, развиваются его воображение и фантазия. И страхи принимают другие формы: дети боятся темноты, разбойников, чудовищ, смерти, одиночества, недовольства родителей, уколов, войны. Страх естественен для человека, он помогает избежать многих ситуаций, угрожающих жизни, но иногда становится настолько сильным, что мешает ребенку нормально жить, общаться. Тревога, в отличие от страха, не имеет определенного источника. Дети боятся чего-то, но сами не знают, чего именно.
Проявление страха у ребенка обычно вызывает раздражение и ответные страхи родителей. Дети начинают скрывать, прятать эмоции, чтобы не злить и не пугать родителей своими переживаниями. Все это может привести к таким последствиям, как агрессивное поведение, замкнутость, заикание, нервный тик. Часто ребенок, которого мучают страхи, плохо засыпает и неспокойно спит, становится раздражительным. Если вы замечаете у своего ребенка некоторые из вышеперечисленных проявлений, обратите внимание на следующие рекомендации.
Для того чтобы снизить уровень тревожности ребенка, в первую очередь необходимо как можно лучше упорядочить и упростить его жизнь: соблюдать строгий режим дня, четко объяснять свои ожидания относительно его поведения и вашей реакции на него. В одних и тех же ситуациях старайтесь реагировать сходным образом. Например, если однажды ваш ребенок утащил конфету, а вы лишь улыбнулись, а в другой раз в той же ситуации разозлились и накричали на него, то это лишь усугубит его тревогу. Необходимо придерживаться одной линии воспитания в семье: если мама разрешает ребенку прыгать на кровати, то папа или бабушка не должны ругать и тем более наказывать его за это. Важно также не ссориться при детях, включать только те мультфильмы и телепередачи, в которых нет в большом количестве сцен насилия.
Причину страха не всегда легко распознать, поэтому необходимо открыто обсуждать с ребенком то, чего он боится. Возникновение страха может быть связано как с реальными событиями в жизни ребенка (например, врач сделал укол, и ребенок теперь боится любых врачей), так и с воображаемыми ситуациями (ребенок боится темноты, ему кажется, что на него нападет чудовище).
Попросите ребенка закрыть глаза и представить свой страх, а затем нарисовать его на большом листе красками или карандашами. Рассмотрите рисунок и еще раз обсудите, что конкретно на этой картинке пугает ребенка. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка, даже если его страх вам кажется смешным, и не пугайтесь, если он нарисует смерть или что-нибудь в этом роде. Предложите ребенку «пообщаться» со страхом, узнать у него, почему он так любит пугать ребенка (при этом ребенок задает «страху» вопросы и сам же на них отвечает от лица «страха»). Если ваш храбрец затрудняется с вопросами, вы можете помочь ему, задавая вопросы «страху»: «Какой ты? Почему ты приходишь? Чего ты хочешь? Тебе нравится пугать?» и т. д. (ребенок отвечает от лица «страха»).
После этого предложите ребенку порезать, порвать или скомкать его «страх» и выбросить в мусорную корзину. Иногда этого бывает достаточно, но некоторые дети хотят собственноручно донести мусор до помойки и ждут, когда его заберет мусоровоз. Также можно положить разорванный «страх» в большую миску и сжечь обрывки бумаги. Дети 6–8 лет зачастую берут пепел и закапывают его в землю подальше от дома, таким образом они избавляются от своих страхов, хоронят их.
Такое упражнение помогает ребенку осознать свой страх, посмотреть ему «в глаза», взаимодействовать с ним при помощи рисунков.
Также можно сочинять и разыгрывать вместе с ребенком сказки и истории, с их помощью вы подскажете ему разные модели поведения, покажете возможность благоприятного исхода в ситуациях, которые вызывают у ребенка страх. Например, если ребенок боится темноты, поиграйте в «ночь»: выключите свет, придумайте героев, которые отправились ночью в лес. Ребенок сам расскажет, что с ними приключилось, а вы ему поможете.
Эмпатия
Способность ребенка к сопереживанию, сочувствию, сорадости и состраданию — предпосылка формирования более сложных человеческих чувств: уважения и любви к другим людям. Эмпатия появляется у некоторых детей уже в три года и свидетельствует о потребности ребенка в эмоциональном контакте с окружающими людьми.
До трех лет ребенок может причинять физическую боль окружающим, потому что он просто не способен понять, что другому человеку может быть так же больно, если его толкнуть или ударить, как бывает в этом случае больно ему самому. Но все же, если объяснять малышу, что другому тоже больно, жалеть и утешать обиженного ребенка, то к четырем-пяти годам ребенок начинает сам утешать пострадавших и заболевших, сочувствовать им.
Эмпатия развивается не только на примере поведения взрослых, в реальном действии, но и в играх. С помощью игрушек разыгрывайте с ребенком сценки, в которых один из героев попадает в беду или, наоборот, с ним случается что-то хорошее. Игрушки подбирайте по желанию ребенка: это могут быть машинки, куклы, пупсы или пластилиновые фигурки, которые вы сделаете вместе. Например, зайчик потерялся в лесу и встретил медвежонка (ребенок играет за медвежонка). Если ребенок теряется и не знает, что делать в подобной ситуации, помогите ему, спросите: «Как ты думаешь, что может сделать медвежонок, чтобы помочь зайчику? Он пойдет дальше или останется с зайчиком, утешит его, поможет найти маму?» Таким же образом разыграйте с ребенком ситуации, в которые он попадает на улице, в детском саду.
Для развития механизма эмпатии у детей пяти-семи лет также подходит следующее упражнение: приготовьте небольшие карточки с изображением различных предметов, явлений природы, животных, людей. Набор карточек может быть примерно следующим: врач, плачущая девочка, велосипед, буря, солнце, река, чайник, апельсин, играющий мальчик и т. д. Ребенок наугад вытягивает карточку, но не показывает ее вам. Попросите его пластически изобразить то, что нарисовано на картинке, и попробуйте угадать, что он показывает. Если у ребенка не получается, то начните игру сами, а ребенок пусть отгадает, что изобразили вы. После этого попросите его составить небольшой рассказ от лица предмета, явления или человека, изображенного на карточке, например: «Я — апельсин. Я большой, оранжевый, круглый и очень вкусный. Меня все любят. Еще мне нравится прыгать, как мячик, и веселиться» (рассказ девочки 5,5 года).
Гнев
Гнев — это вторичная эмоция, за которой скрывается обида, боль, разочарование, страх, долгая печаль. Зачастую ребенок злится, когда теряет контроль над ситуацией. Например, его просят поделиться любимой игрушкой, а он не хочет, но надо. Ребенок может разозлиться и начать кричать, или кинуть в другого ребенка эту игрушку. Дети проявляют гнев по-разному: одни дерутся и хулиганят, другие — обзываются и грозят кулаком, третьи направляют гнев на себя: падают и ударяются, сами себя царапают и кусают, но не позволяют себе гневаться, отрицают это чувство.
Важно научить ребенка осознавать и понимать — что действительно скрывается за гневом. Сначала предложите ребенку комкать и рвать бумагу, бросать в стену мягкие шарики, пинать подушку, втирать пластилин пальцем в бумагу (на его усмотрение). Затем попробуйте выполнить следующие упражнения:
1. Обсудите с ребенком, в какой ситуации он последний раз сильно разозлился. После этого попросите его закрыть глаза и почувствовать, в какой части тела его гнев и злость наиболее сильные (обычно это руки, шея, спина). Затем предложите ребенку выразить свою злость через движения: «Покажи, как ты злишься, подвигайся. Если ты злишься очень сильно, двигайся сильнее, не сдерживай движения».
Когда ребенок устанет, и его движения станут менее интенсивными, или ему вообще надоест двигаться, спросите его, легко или тяжело было сделать упражнение (дети, которые делают его с трудом, боятся двигаться, также плохо умеют выражать гнев в реальной ситуации), что он чувствовал во время выполнения упражнения, стало ли ему легче, приятнее.
2. Вам понадобятся листы ватмана, пластилин, глина (лучше натуральная, которую надо разводить водой), карандаши, фломастеры, краски. Попросите ребенка подумать о том, что больше всего его злит (это может быть ситуация или человек). Ситуация может быть связана с вами. Этого не надо бояться и ругать ребенка — все мы иногда сердимся на близких людей. Затем спросите: «На что твой гнев похож? Сможешь его нарисовать или слепить?» Ребенок может рисовать, намазывать глину и пластилин на бумагу, поливать водой и протыкать фломастером. В этом его не стоит ограничивать, лучше заранее подготовиться, накрыв стол клеенкой.
Поговорите с ребенком о том, что изображено на рисунке, что ребенок чувствовал, когда рисовал свою злость. Попросите ребенка поговорить от лица рисунка (так и вы, и он лучше поймете скрытые переживания). Если ребенок затрудняется, помогите ему, начните сами, например: «Я — красная линия, очень горячая и бью током. Не трогайте меня». Если вы начинаете рассказ сами, выбирайте на рисунке какую-нибудь второстепенную деталь, основное должен рассказать ребенок. Если ребенок слепил фигурки из пластилина или глины, то он, рассказывая о них, или разговаривая от их имени, может их мять, бить, размазывать.
После всего спросите, как себя ребенок чувствует, что изменилось. Затем узнайте, что он хочет сделать с рисунком или пластилиновыми фигурками. Ребенок может порвать рисунок, выбросить, но часто дети признают, что рисунок стал другим. Тогда его можно перерисовать и обсудить следующие моменты: что ребенок чувствует, когда рисует новую картинку, поговорить от лица нового рисунка (или каких-то его деталей).
Если ребенок в процессе выражения гнева ругается, обзывает предмет своей злости, не мешайте ему, таким образом ему легче прийти к позитивному эмоциональному состоянию.
Печаль
Причины печали могут быть разные: расставание с мамой (когда ребенка ведут в сад), разлука с братом или сестрой, неумение найти общий язык с другими детьми, потеря или поломка любимой игрушки.
Когда ребенок находится в состоянии печали, не упрекайте его, не высмеивайте. Лучше помогите пережить ему это состояние, посочувствуйте, проявите заботу, расспросите, из-за чего он грустит. После того как вы поговорите с ребенком о причинах его грусти и печали, расскажите ему сказку, она настроит его на более позитивный лад.
«Жили на свете две подружки. Одну звали Обидка, а вторую — Грустинка. Они всегда ходили вместе, держались за ручки и искали себе друзей. Как ты думаешь, как они выглядели? Обидка была зелененькая, пушистая, а ладошки у нее были липкие-липкие, для того, чтобы можно было приклеиваться к людям. А Грустинка была синяя, с красным носиком и очень тонкими ножками. Она была такая легкая, что ее часто уносило ветром, но на ее ножках были присоски, которыми она держалась за людей. Вот мы с тобой ходили сегодня на улицу, и я вижу, что на одно плечо к тебе села Обидка, а на другое — Грустинка. Давай-ка я их сниму, и пусть летят дальше». Сделайте вид, что снимаете героев сказки с ребенка, они отлепляются с трудом. Можно нарисовать Обидку и Грустинку на листе бумаги, раскрасить, вырезать и поиграть с ними.
Светлана Гани, детский психолог